Эксперт РА: «Рынок лизинга по итогам 2010 года: как на дрожжах»

11 июля 2011

В исследовании по итогам 2010 года приняли участие 130 лизинговых компаний, оборот которых, по мнению агентства, составляет около 90% всего лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка эксперты сделали корректировки в соответствии с этой предпосылкой.

Также в исследовании не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для «рыночных» лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок эксперты считают необходимым выделить оперативный лизинг. Кризис 2008-2009 годов привел к увеличению объемов изъятого оборудования и ускоренному росту сегмента оперативного лизинга, который в силу правового поля в России юридически реализуется через договора аренды. В настоящее время эксперты не корректируют расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечают что их экономическая суть и технологии осуществления различны.

Рынок лизинга по итогам 2010 года. Динамика рынка.

Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд рублей (таблица 1), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 года увеличился до 1180 млрд рублей. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope) составила 450 млрд рублей (11,11 млрд евро).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
График 1. Объем нового бизнеса в 2010 году вырос в 2,3 раза

Увеличение активности на рынке превзошло все прогнозы: в конце 2009 года участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 года «Эксперт РА» прогнозировал увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%.

Быстрый рост, на наш взгляд, был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием. Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций – возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.

Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей (в частности, значительное число филиалов было открыто компаниями Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг), а также сделки слияний и поглощений. Среди крупнейших сделок M&A - покупка Сбербанк Лизингом компании «Лайн Лизинг Групп» и приобретение концерном Сименс компании «ДельтаЛизинг».

Лидеры рынка: госкомпании в авангарде

Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в 2010 году - «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ-Лизинг». В сумме на данные компании пришлось 41,1% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (106,3 млрд рублей) был заключен компанией «ВЭБ-Лизинг». Компания продемонстрировала более чем трехкратный рост объема нового бизнеса по сравнению с прошлым годом. Следуя стратегическим целям, утвержденным акционером, компания успешно развивает как корпоративное, так и розничное направление. В 2010 году «ВЭБ-лизинг» заключило одну из самых крупных сделок на российском лизинговом рынке - контракт в пользу «Совкомфлот» на предоставление в лизинг арктических танкеров для перевозки нефти. Танкеры проекта Р-70046 являются крупнейшими судами, которые когда-либо строились на «Адмиралтейских верфях», и одними из крупнейших в мире, строящимися на наклонном стапеле. В сфере малого и среднего бизнеса компания провела масштабную работу по организации и расширению филиальной сети: в 2010 году были открыты 53 подразделения практически во всех крупных региональных центрах России.

Сбербанк Лизинг также активно развивал филиальную сеть во всех федеральных округах РФ, и, кроме того, создал дочерние компании в Казахстане, Украине и Беларуси. Наиболее крупными сделками компании стали инвестиционный проект с компанией «Щекиноазот» по строительству водородной установки (сумма инвестиций «Сбербанк Лизинг» - 39,5 млн евро); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; поставка автосамосвалов «БелАЗ» для компании «Мечел» (более 2 млрд рублей). Собственный парк грузового подвижного состава компании составил более 34 тыс. единиц железнодорожной техники. Наиболее заметными сделками «ВТБ-Лизинг» в 2010 году стали поставка ОАО «ИСС» им. М.Ф. Решетнёва оборудования для производства космических аппаратов (поставщик - SORALUCE S.Coop.), поставка ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» партии вагонов в оперативный лизинг.

Среди наиболее быстрорастущих компаний стоит отметить «Вектор-Лизинг», портфель которой увеличился почти в 7 раз (в частности, в результате покупки «НОМОС-Лизинга»). Также быстро росли ЛК «Феост» (+597%), «Гознак-лизинг» (+325%), Неолизинг (+256%), Соллерс-Финанс (+162%), на высокие темпы увеличения портфеля этих компаний оказал влияние и «эффект низкой базы». Среди крупных компаний высокие темпы роста портфеля продемонстрировали «ВЭБ-Лизинг» (+200%), «ТрансКредитЛизинг» (+150%), «ТрансФин-М» (+133%), Газпромбанк Лизинг (+102%), Сбербанк Лизинг (+98%).

Концентрация на рынке в прошедшем году снова усилилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 14,66% (в 2009 году – 10,2%, в 2008 году – 6,48%), на 10 крупнейших компаний пришлось 62,4% новых сделок (в 2009 году – 50%). Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса - 47,7% (в 2009 – 25,4%, в 2008 - 13,7%).

График 2. Профиль участников исследования за 2010 год в разрезе собственников

«Активность госбанков в лизинге связана с большим объемом свободных ресурсов и отсутствием качественных заемщиков. Лизинг, являясь нишей, где можно развивать кредитование с более высокой степенью риска при большей обеспеченности сделок, дал возможность этим участникам рынка сделать ставку на развитие кредитования именно через лизинг, так как в банковские стандарты и требования в кризис и после него попадает гораздо меньше заемщиков, чем ранее», – отмечает Иван Перелёшин, директор по развитию ГК «Альфа Лизинг».

Быстрый рост доли лизингодателей из госсектора, на наш взгляд, связан как с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики (в частности, транспортной отрасли через «ГТЛК», судостроительной - через «ВЭБ-Лизинг»), так и со сменой топ-менеджмента в двух крупнейших лизинговых компаниях – «Сбербанк Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Синергетический эффект от прихода амбициозных руководителей с опытом работы в частном лизинговом бизнесе и имеющейся масштабной и недорогой пассивной базы, обусловил стремительный рост участия госкомпаний в новых сделках.

Несмотря на повышение концентрации сделок, на растущем рынке места пока хватает всем: конкурентные столкновения госкомпаний с частными лизингодателями, пока случаются достаточно редко (график 3). Кроме того, в настоящее время рыночные ниши и целевые группы клиентов у госкомпаний и остальных лизингодателей зачастую различны. Среди участников исследования 10 лизингодателей отметили, что им приходилось вступать в конкуренцию по сделкам с государственными ЛК, при этом частные компании победили только в четырех случаях, а в восьми победа осталась за госкомпаниями (некоторые компании имели опыт и победы и проигрыша в конкуренции по разным сделкам).

График 3. Большинству лизингодателей на рынке пока не приходилось напрямую конкурировать с государственными ЛК (по данным опроса 27 респондентов (без учета госкомпаний))

Лизингодатели отмечают, что частные компании выигрывали в случаях, когда необходимы были оперативные решения и более гибкие условия. При этом безоговорочная победа государственных компаний была характерна для сделок, в которых важнейшим критерием был уровень удорожания предмета лизинга – имея фондирование зачастую в два раза более дешевое, госкомпании могут делать наиболее привлекательные по цене предложения. Выдержать конкуренцию по таким сделкам могут только компании, имеющие возможность финансировать проект за счет собственного капитала. Однако таких компаний в России крайне мало, с учетом низкого уровня достаточности собственных средств в целом по рынку лизинга (средний уровень достаточности - около 12% на 01.01.2011 по оценке «Эксперт РА»).

Территориальное распределение сделок

Несмотря на активизацию филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла - с 28,7% до 38,4% (график 4, 5). В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Тройку лидеров по объему сделок в Москве за 2010 год составили компании «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 50,4% новых сделок, приходящихся на столицу.

График 4. Географическое распределение объема новых сделок за 2010 год
График 5. Географическое распределение объема новых сделок за 2009 год

Сегменты оборудования

Сегментом-лидером по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника – 39,1% в 2010 году (график 6). Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой за год сократилась с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового автотранспорта составила 8,4% и 7,1% соответственно. В сегменте железнодорожной техники лидером является компания «ВТБ-Лизинг» (75 млрд рублей новых сделок).

График 6. ТОП-10 ведущих сегментов рынка по доле в объеме нового бизнеса

По итогам 2010 года сократились в объеме лишь 5 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований, положительные темпы прироста наблюдались в 33 сегментах рынка (таблица 2). В 2009 году соотношение было зеркально противоположным – сокращение затронуло 33 сегмента рынка, и лишь 4 вида оборудования продемонстрировали рост.

Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга
График 7. ТОП-10 сегментов рынка по доле в лизинговом портфеле

Риск-менеджмент. Позитивное влияние кризиса.

В 2008-2009 годах российские лизингодатели столкнулись с целой массой новых для себя проблем, которых никогда ранее не испытывали в силу молодости отечественного лизингового рынка. Кумулятивный эффект от кризиса ликвидности в банках и ограничений с финансированием, резкого ухудшения платежной дисциплины лизингополучателей, реализации масштабных валютных рисков обусловил сокращение рынка за два года на 68%. Возникшие проблемы заставили компании переключить внимание с наращивания объемов бизнеса на управление рисками уже имеющегося лизингового портфеля. Резко увеличилось число компаний, организовавших в своей структуре отдельное подразделение по управлению рисками: если до кризиса таких было по 7 компаний в год, то в 2009 году 11 компаний сформировали отделы риск-менеджмента (график 8).

График 8. Кризис 2008-2009 годах вынудил лизингодателей активно создавать подразделения по управлению рисками

Компании, у которых подразделение риск-менеджмента в начале кризиса уже существовало, вводили дополнительные процедуры по управлению рисками и разрабатывали новые регламентирующие документы (см. график 9). В частности, среди участников исследования десять компаний в 2010 году разработали и ввели дополнительные документы по риск-менеджменту.

«Существенной особенностью совершенствования системы управления рисками в нашей компании стало, к примеру, внедрение лучшей банковской практики риск-менеджмента, в частности, методики расчета экономического капитала на покрытие кредитных рисков, расчетов вариантов ожидаемых и скрытых потерь лизингового портфеля, методик управления операционным риском», – комментирует Андрей Коноплев, генеральный директор компании «ВТБ-Лизинг».

График 9. В 2010 году в двух компаниях были созданы отделы риск-менеджмента, в десяти – введены дополнительные документы (по данным опроса ЛК (36 респондентов))

Качество управления рисками в целом по рынку, хотя и улучшилось к началу 2011 года, все же остается на наш взгляд достаточно невысоким. Еще далеко не все компании имеют отдел риск-менеджмента, нормативные документы по управлению рисками, устанавливают и четко соблюдают нормативы по уровню риска. Характеристики текущей системы риск-менеджмента российских лизингодателей приведены в таблице 3.

По оценке «Эксперта РА», менее половины компаний имеют в своей структуре обособленное подразделение по управлению рисками. При этом только у 43% компаний данное подразделение подчиняется непосредственно руководителю организации (на наш взгляд, большинство значений в графе «Ответ не указан» таблицы 3 можно расценивать как негативный ответ). В остальных компаниях отдел риск-менеджмента обычно подчинен финансовому директору либо заместителю генерального директора.

Документы, регламентирующие порядок управления рисками, имеют чуть более половины лизингодателей (57%). При этом стоит отметить, что указать перечень конкретных документов смогли только 60% из этих компаний. Процесс обновления и адаптации методик регламентирован в 27% компаний.

Наиболее часто используемым элементом риск-менеджмента на рынке является оценка кредитного риска – о первоочередном внимании к данному показателю высказались 78% респондентов. Чуть меньшее количество компаний оценивают в процессе анализа собственных рисков риск ликвидности (69%) и операционный риск (54%). Оценку процентного и валютного рисков проводят чуть более половины компаний (55% и 53% соответственно), фондовый риск оценивают 11% компаний. В качестве основного метода управления кредитными рисками лизингодатели используют систему лимитов (66% компаний). Как правило, лимиты устанавливаются на размер сделки (стоимость предмета лизинга) по отношению к размерам активов и выручки лизингополучателя. При этом достаточно мало лизинговых компаний устанавливают лимиты на объем сделок по отношению к масштабам своего бизнеса. Так, ограничения максимального объема риска по отношению к собственному капиталу применяются менее чем в трети компаний (29%).

Таблица 3. Характеристики системы риск-менеджмента на российском рынке лизинга (на основании опроса лизинговых компаний (95 респондентов))

Внешние оценки риска (например, кредитные рейтинги) в процессе управления рисками используют 43% лизинговых компаний. Регулярно формируют отчет об управлении рисками в рамках управленческой отчетности лишь 31% компаний.

Среди участников опроса 14 компаний (15%) признались, что в процессе принятия решений по сделкам в 2010 году им доводилось отступать от утвержденных методик по управлению рисками. Впрочем, в большинстве компаний таких случаев было не более десяти, а их доля в среднем составила около 8% от общего количества сделок (от 0,4% до 20%). Решающим фактором для одобрения подобных сделок могло стать наличие дополнительного обеспечения, высокая рентабельность проекта или хорошая ликвидность предмета лизинга. Многие лизингодатели отмечают, что подобная практика скорее является не отступлением от принятых правил, а непосредственно тем, что в лизинге называют «формирование индивидуальных параметров сделки». В десяти компаниях отметили, что сделки с отступлением от утвержденных параметров управления рисками впоследствии не стали проблемными, однако у четырех лизингодателей возникли трудности по данным сделкам (график 10).

График 10. В большинстве компаний случаи отступления от установленных критериев риск-менеджмента не привели к образованию проблемных сделок (по данным опроса ЛК (14 респондентов))

Рост не должен быть беспечным

Перенастройка системы управления рисками в 2008-2009 годах преимущественно состояла в ужесточении требований к лизингополучателям (по региону, отрасли, опыту работы), их финансовому состоянию, стратегии развития, ликвидности предмета лизинга, уровню затрат в случае изъятия имущества и дальнейшей его реализации.

«В связи с участившимися случаями мошенничества, основной акцент в системе риск-менеджмента нашей компанией был сделан на более глубокое изучение состояния предмета лизинга, анализ поставщиков в части уплаты ими налогов и таможенных пошлин, а также контроль над процессом передачи имущества в лизинг. Также более тщательному анализу и проверке на подлинность подвергаются документы, предоставляемые лизингополучателями», - отмечает Андрей Калинин, начальник финансово-экономического отдела «Сибирской лизинговой компании».

«Лизинг по сути - это инвестиционная деятельность, но по российскому законодательству она регулируется как арендные отношения со всеми вытекающими последствиями. В кризис нам пришлось сформировать свое отношение к использованию и зачету авансов в сделках, пересмотреть структуру финансирования инвестиционных проектов с длительными сроками поставок», – говорит Иван Перелёшин. Также компании пришлось изменить договорную базу, особенно в части последствий расторжения сделок лизинга, чтобы иметь более защищенную позицию в суде, не только как собственника имущества, а как финансирующего агента, который приобретает имущество для нужд конкретного заказчика и не планирует его эксплуатировать самостоятельно.

Рост активности на лизинговом рынке в 2010 году обусловил повышение конкуренции и требует от компаний новых усилий по привлечению клиентской базы. При этом снижение доли просроченной задолженности (около 2,5% портфеля на 01.01.2011 года по оценке «Эксперт РА») подталкивает компании к смягчению требований к потенциальным клиентам.

«В условиях растущей конкуренции в посткризисный период все игроки рынка применяют более либеральные критерии оценки рисков. В частности, уменьшаются требования к размеру аванса, расширен перечень имущества, передаваемого в лизинг, снижаются требования к обеспечению сделки, особенно если в лизинг передается высоколиквидное имущество», - отмечает Анна Гончарова, старший экономист ЛК «Дельта».

«Размер аванса является одним из инструментов управления риском остаточной стоимости предмета лизинга, так как для лизинговой компании важно, чтобы рыночная стоимость предмета лизинга всегда была выше остатка задолженности лизингополучателя по финансированию. Зачет полученного аванса в первый год является также инструментом снижения рисков на случай, если клиент захочет расторгнуть заключенный договор», - комментирует Олег Литовкин, генеральный директор «Лизинговой компании УРАЛСИБ».

Доля сделок, включающих обязательное условие авансового платежа, достигала в кризис 79%, однако уже в 2010 году вернулась на докризисный уровень – около 70% (график 11). В то же время, с учетом появившегося опыта в урегулировании проблемных сделок, лизингодатели стараются шире применять другие виды обеспечения – в частности, усиливать ответственность собственников и связанных с клиентом лиц за платежную дисциплину лизингополучателя. Так, доля сделок с поручительствами ЮЛ и ФЛ увеличилась с 16-17% в 2008-2009 годах до 28% в 2010 году.

«Многие лизинговые компании в 2011 году ставят перед собой такие цели, как увеличение лизингового портфеля, но важно при этом сохранить взвешенный подход к оценке рисков, – предостерегает Андрей Коноплев. - Послекризисное развитие риск менеджмента идет в направлении совершенствования методик кредитного анализа, повышения внимания к оценке ликвидности и стоимости объектов лизинга, в целом можно отметить более консервативный подход в данных направлениях, что вполне обоснованно».

График 11. Уровень авансов после кризиса снизился, при этом уровень поручительств вырос

Информация только по запросу

Вопросы оценки эффективности управления компанией рисками зачастую упираются в невысокую прозрачность лизинговой отрасли и недостаточную информативность бухгалтерской отчетности по российским стандартам. Один из основных критериев качества лизингового портфеля – уровень просроченных платежей. Однако далеко не все лизингодатели спешат раскрывать данный показатель. В отличие от МСФО, где обязательно оценивается качество активов и уровень проблемной задолженности, в российской отчетности нет соответствующей строки в балансе, равно как и жестких требований по указанию такой информации в пояснительной записке. В итоге лишь несколько наиболее информационно прозрачных компаний приводят показатель просроченной задолженности в своей отчетности по РСБУ. Получить же доступ к такой информации у остальных компаний могут лишь по отдельному запросу кредитующие банки и другие контрагенты. В таких условиях регулярно и достоверно оценивать средний уровень просрочки по отрасли становится проблематично.

Как известно, лизингодатели в России пользуются общими положениями бухучета и формами отчетности. С учетом отсутствия у лизинговых компаний специального регулятора и определенной консервативности в части изменения стандартов бухучета, ввести показатель просрочки можно либо для всех субъектов экономики, либо ни для кого. На взгляд аналитиков агентства «РА Эксперт», введение отдельной строки в балансе, возможно, излишне, однако требование по раскрытию данного показателя в примечаниях к финансовой отчетности для всех компаний было бы полезным. Де-факто всем организациям, в том числе и лизинговым, приходится считать просрочку и предоставлять соответствующие данные для кредитующих банков. Введение требования обязательно указывать в бухгалтерской отчетности информацию о просроченной задолженности, на наш взгляд, повысило бы достоверность таких данных, а также стимулировало бы даже менее строгие в части бизнес-процедур компании регулярно отслеживать уровень показателя. Однако, несмотря на очевидную важность показателя, значительная доля компаний пока высказывается против раскрытия проблемной задолженности в отчетности (график 12).

График 12. Почти треть участников рынка не готовы раскрывать в отчетности просрочку (по данным опроса ЛК (34 респондента))

В то же время среди тех, кто согласен с необходимостью отражения просрочки в отчетности, почти половина респондентов отмечают, что при этом необходимо адекватно отражать и объем лизингового портфеля (особенно по сделкам, в которых имущество учитывается на балансе лизингодателя), иначе возможна необъективная оценка приведенной информации. Многие компании также полагают, что необходимо сближение принципов российского бухучета с международными, или вовсе переход на учет согласно правилам МСФО.

Спорный резерв

В условиях возникновения ощутимой просроченной задолженности, снизить давление на обязательства компании по выплатам кредиторам помогают созданные резервы. Однако и в этом вопросе, в отсутствие нормативных требований, многие лизингодатели не спешат проявлять инициативу. Почти 40% респондентов отметили, что не считают нужным создание резервов (график 13).

График 13. Сторонников необходимости создания резервов немного больше, чем противников (по данным опроса ЛК (34 респондента))

Противники создания резервов аргументируют это тем, что с учетом формирования резерва банками по финансированию лизинговой компании, возникнет двойное резервирование по одному и тому же риску. «Кроме того, платить за резервирование все равно придется конечным клиентам-лизингополучателям, ставки для них неизбежно вырастут», - отмечает Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК. В условиях невысокой маржи в лизинговом секторе это ударит по конкурентоспособности лизинговой услуги.

Необходимо отметить, что аргумент «двойного резервирования» можно считать справедливым лишь в случае если лизингодатель является банковской «дочкой», и можно систему управления рисками и денежные потоки банка и компании оценивать в совокупности. Во всех же остальных случаях безопасность лизинговой компании должна обеспечиваться ею самой.

Позитивен тот факт, что большинство компаний все же выступают за создание определенных резервов. «Полное отсутствие резервов лишает менеджмент компании времени на решение проблем неплатежеспособности клиентов и принятие мер по взысканию задолженности», - подчеркивает Булат Урбазаев, директор по экономическому развитию и финансам ЛК «Ликонс».

«Портфель лизинговых компаний является рискованным активом, поэтому отсутствие резервов недопустимо. В соответствии со стандартами МСФО, к примеру, сформированные резервы отражаются в отчетности, что делает бизнес более стабильным и прогнозируемым для кредиторов и позволяет привлекать денежные средства по более низким ставкам. Оптимальными для лизинговой компании могли бы быть резервы в размере 5-7% от чистых вложений в лизинг», - говорит Олег Литовкин.

«На наш взгляд, управление финансами лизинговой компании должно все же подразумевать наличие резервов, – соглашается Анатолий Балыкин, руководитель пресс-службы ГЛК »Бизнес Альянс«. - Возможно, не каждый раз и не под каждую конкретную сделку, а резервов вообще, которые должны быть. Это один из важнейших залогов успешного ведения бизнеса, в том числе и в кризисные периоды».

Ряд компаний отмечает, что создание резервов нельзя реализовать оптимально в рамках действующего налогового законодательства и бухгалтерского учета. Кроме того, сделки лизинга достаточно хорошо обеспечены - поручительствами, правом бесспорного списания платежей со счетов неплательщика, правом собственности на актив. Поэтому рассматривать резервы в лизинге необходимо не по аналогии с банковскими, а в качестве резервов на обесценение актива.

С необходимостью формирования резервов соглашается и Алексей Смирнов, заместитель генерального директора CARCADE Лизинг: «Согласно МСФО, резервы все-таки должны создаваться как в банках, так и в лизинговых компаниях. Международные стандарты исходят из оценки вероятности дефолта по определенным категориям сделок по однотипным клиентам. Наша компания по такой методике работает достаточно давно, данная методика подтверждена и нашим аудитором. Создание именно этих резервов – это адекватное по стоимости отражение кредитного риска в отчетности».

При создании резервов необходимо также учитывать и структуру источников фондирования компании. «Создание резервов под возможные потери актуально в случае финансирования сделки за счет заемных средств, так как просрочка платежей со стороны лизингополучателя влияет на надлежащее исполнение обязательств перед кредитными организациями. В случае же финансирования сделки за счет собственных средств лизинговой компании потери по сделке – это риск исключительно самой компании», – подчеркивает Анна Черепанова, ведущий специалист ИФК «Авиализинг».

Прогноз развития рынка: триллионный рубеж

Опережая самые позитивные прогнозы, рынок лизинга стремительно растет. Конечно, в ближайшее время на темпы прироста рынка перестанет оказывать сильное влияние «эффект низкой базы», который был в 2010 году, а также, очевидно, завершатся проекты, которые были заморожены в кризис и реализованы сразу же после его окончания.

Тем не менее, потребности экономики в обновлении основных фондов остаются огромными, в связи с чем лизинговое финансирование будет пользоваться устойчивым спросом. «Драйверами роста рынка лизинга в 2011г. должны стать автотранспорт, авиатехника и железнодорожный состав (в силу специфики перевозок в России на большие расстояния и высокого износа нынешнего парка), недвижимость, ИТ-оборудование (перспективный сегмент, отсутствующий сегодня в структуре российского лизинга)», - считает Дмитрий Зотов, генеральный директор компании «Сбербанк Лизинг».

Главное – чтобы был позитивно решен вопрос о сохранении ускоренной амортизации для лизингового имущества. В этом случае мы прогнозируем прирост объема новых сделок на рынке в 2011 году на уровне 40-50%, до 1-1,1 трлн рублей. Согласно прогнозу аналитиков агентства, в следующем году продолжится превышение темпов прироста профинансированных средств над темпами прироста полученных лизинговых платежей, что характерно для периодов роста рынка (график 14).

График 14. Темпы прироста финансирования сделок в 2011 году будут превышать темпы прироста получаемых платежей

В 2012 году прирост новых сделок может составить еще 20-30% (если не произойдет отмена ускоренной амортизации). Однако в случае отмены ускоренной амортизации, рынок лизинга в 2012 году, напротив, сократится в 2-3 раза.

Пока высокий уровень износа основных фондов в экономике обуславливает доминирование финансовой аренды, но в случае отмены повышающих коэффициентов амортизации спрос резко сместится в сегмент оперативного лизинга. При сохранении текущего регулирования переток активности лизингодателей в сегмент оперативного лизинга будет постепенным.

Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2010 года

Источник: Эксперт РА