Авиализинг хотят притормозить на границе

11 августа 2011

Депутаты Госдумы Юрий Коган и Юрий Напсо (оба из фракции ЛДПР) подготовили поправки к закону «О финансовой аренде (лизинге)», которые будут представлены в сентябре. «Все предлагаемые изменения касаются авиационного лизинга, они призваны поддержать российские лизинговые компании и авиапром»,— рассказал «Ъ» Юрий Коган. В настоящее время документ направлен для обсуждения в регионы, а также в правительство, пояснил депутат.

Чтобы поддержать российские лизинговые компании, авторы поправок предлагают законодательно выделить авиационный лизинг в отдельную категорию (сейчас он приравнивается к обычной финансовой аренде) и запретить заключать договоры авиализинга с иностранными лизинговыми компаниями.

В настоящее время, согласно исследованию Globax Capital, 80% всех договоров авиализинга России заключаются через иностранные компании. 21% из них в 2010 году — это договоры с GECAS (подразделение американской General Electric), 14% — с американской International Lease Finance Corporation и 8% — с голландской Aercap. Крупнейшими отечественными лизингодателями являются «ВТБ-Лизинг» (42% российской части рынка авиализинга), «Ильюшин Финанс Ко» (36%) и «ВЭБ-Лизинг» (11%). Всего в 2010 году было заключено новых лизинговых сделок на сумму $4 млрд. Господин Коган полагает, что 80% рынка могли бы перейти к российским лизинговым компаниям, которые «получили бы прибыль и заплатили налоги в российский бюджет, а не иностранным государствам».

Однако российские авиакомпании относятся к идее депутатов скептически. Гендиректор одного из перевозчиков, знакомый с законопроектом, считает, что такое ограничение конкуренции приведет к росту лизинговых ставок как минимум на 20%. Появятся дополнительные «прокладки», которые будут брать за посредничество, поясняет он. Даже российские лизингодатели воспринимают предложение без энтузиазма. Гендиректор ЗАО «Сбербанк Лизинг» Дмитрий Зотов считает, что предлагаемый запрет противоречит «всем принципам свободной конкуренции». Предложение депутатов не соответствует нормам ВТО, добавляет источник «Ъ» в «Ильюшин Финанс Ко».

Впрочем, «в законопроекте, безусловно, есть и дельные» предложения», добавляет собеседник «Ъ». Например, субсидирование государством до 90% ставок по кредитам на покупку самолетов отечественных производителей, освобождение банков, которые предоставили кредит на покупку авиатехники, от налога на прибыль, «полученную при предоставлении этих кредитов». Дмитрий Зотов согласен, что эти меры и без ограничения свободной конкуренции с иностранцами могут способствовать развитию российских лизинговых компаний. Ведь главная проблема, поясняет он, более дешевые деньги в европейских банках, а значит, и низкие ставки по лизингу. «Достаточно приравнять нас к иностранным партнерам по условиям, а не выделять»,— поясняет господин Зотов.

Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий также считает, что предлагаемые авторами законопроекта льготы помогут российским лизинговым компаниям развиваться, а отечественные авиакомпании освободят от лишних трат. Глава аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев добавляет, что при закрытии рынка для иностранцев финансовых средств, которыми обладают российские лизингодатели, просто не хватит на то, чтобы полноценно обновить парк российских перевозчиков.

Екатерина СОБОЛЬ

www.all-leasing.ru

Источник: Коммерсант